Мы работаем уже более 10 лет!

Статья опубликована в журнале «Русский инженер» №3-4 за 2014 год

Карпенко Т.И., к.с.н., генеральный директор 
ООО «Инвестиционно-технологическая группа «Стратегия здоровья»

Модернизация инженерного образования как условие обеспечения технологической безопасности России

Стержнем развития общества с первобытных времен до наших дней являлись и являются технические решения: от получения огня до современных атомных и нанотехнологий. Поэтому инженерная деятельность и главный ее носитель – ИНЖЕНЕР – это «сердце» прогресса. 

До принятия федерального закона о промышленной политике в Российской Федерации основной вектор развития инженерной деятельности в России определял целый ряд нормативных актов федерального значения и принимаемых в их развитие соответствующих региональных документов. Так, в 2009 году на первом заседании комиссии по модернизации российской экономики были определены 5 приоритетных направлений модернизации российской экономики: 

  1. Энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива. 

  2. Ядерные технологии. 

  3. Космические технологии, связанные с телекоммуникациями, включая и ГЛОНАСС, и программу развития наземной инфраструктуры.
     
  4. Медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства. 

  5. Стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения. 

Впоследствии были приняты: 

Таким образом, с учетом рассматриваемого в настоящее время в Государственной Думе закона о промышленной политике в современной России сформировалась нормативная база, определяющая основные направления инженерной деятельности в России. 

Аналогично тому, как финансы опосредствуют все стадии производственного цикла: от снабжения до реализации готового продукта, так и инженерная деятельность присутствует в экономике на всех стадиях материального производства, то есть производства осязаемых материальных благ и нематериальных благ в виде результатов интеллектуальной деятельности (см. схему ниже). 

Инженерная-деятельность.jpg

Итак, экономике нужны квалифицированные инженеры всех профилей: конструкторы, проектировщики, технологи, механики, а также отдельно выделяемая страта – инженеры-исследователи. 

Позиции в мировых рейтингах, которые занимает та или иная страна, место в мировой экономике определяются уровнем ее научно-производственного потенциала, который, в свою очередь, характеризуется наличием собственных наукоемких, высоких технологий. И наряду с другими основными видами безопасности страны (национальной, военной, продовольственной, экологической, информационной и т.п.) технологическая безопасность является необходимым условием стабильного экономического роста России. Здесь наиболее приемлемой является трактовка технологической безопасности, данная во «Внешнеэкономическом толковом словаре» И.П. Фаминского: 

«Технологическая безопасность - состояние развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и ведущих отраслей, производящих современную технику, обеспечивающее для страны возможность самостоятельного решения наиболее важных для национальной, в том числе экономической, безопасности задач даже в экстремальных условиях»1.

Россия в настоящее время пока сохраняет лидирующие позиции по целому ряду наукоемких отраслей. Среди них: ядерная энергетика, ракетно-космическая сфера, лазерные и оптоэлектронные технологии, плазменные технологии и др. Поэтому особенно важным видится не только сохранение и поддержание достигнутого уровня научно-производственного потенциала страны, но и создание условий для движения вперед по пути укрепления технологической безопасности России. В этой связи особая роль принадлежит импортозамещению технологий, так как во многих отраслях промышленности доля потребления импорта очень высока (70 – 90%). 

Вопросы, связанные с решением указанных и многих других задач развития инженерной деятельности в Российской Федерации, могут рассматриваться в разных плоскостях: ресурсное обеспечение НИОКР, совершенствование патентной деятельности, стандартизации, технического регулирования и метрологии, доступность кредитных ресурсов, уровень заработной платы, престижность инженерного труда и др.. При этом одной из самых важных является проблема кадрового обеспечения инженерной деятельности. Её решение требует модернизации всей системы инженерного образования в современной России, когда на смену узкопрофилированному отраслевому подходу должны прийти универсальные подходы к формированию инженерного мышления, позволяющие овладеть принципами и знанием передовых технологий. 

В соответствии с вышеуказанными документами по развитию приоритетных направлений развития экономики России принято распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 1944-р «О перечне направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики». Модернизация системы инженерного образования по этим направлениям должна быть ориентирована в первую очередь на создание условий для подготовки квалифицированных инженерных кадров, готовых к освоению новейших технологий, способных искать и находить оптимальные технические решения, применять современные подходы к выбору технологических приемов, современных материалов и оборудования, владеющих методами экономического анализа. 

Совершенствование производственных технологий и применяемой техники способствует созданию принципиально новых видов продукции, вытеснению устаревших и появлению новых профессий и специальностей. Очевидно, что система ВПО сможет осуществлять подготовку высококвалифицированных инженерных кадров, востребованных на рынке труда, при соблюдении следующих основных условий: 

Способы, формы и механизмы выполнения каждого из перечисленных условий являются предметом отдельного рассмотрения и обсуждения, в том числе в рамках II Московского международного инженерного форума. Многие из них уже успешно реализуются ведущими российскими университетами. Активизация этих процессов при участии реального сектора экономики позволит осуществить модернизацию инженерного образования в России и обеспечить ее технологическую безопасность.

Комплексный-анализ-внутренней-и-внешней-среды-ВУЗа,-осуществляющего-подготовку-инженерных-кадров.jpg


_______________________________________
Внешнеэкономический толковый словарь. - М.: ИНФРА - М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.